вторник, 3 февраля 2015 г.

ВУД. Проектная деятельность

Взгляд + Елены Гликман на организацию проектной деятельности в рамках ВУД



Проектная деятельность (из опыта работы)>>>>читать ниже

Уважаемые коллеги!
Меня зовут Гликман Елена Владимировна. Я – учитель начальных классов Второй Санкт–Петербургской Гимназии,  планово проектной деятельностью занимаюсь уже 6-ой год, 3 из них в рамках ФГОС.
В разработке своих проектов я опираюсь на опыт коллег из сетевого сообщества Nachalka.com (руководитель М.А.Смирнова) и  Методисты (работы Жакулиной И.В.), материалы курса программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы» «Метод проектов»,  личный опыт руководителя команды – участницы сетевого проекта «Моя семья-моё богатство» и организатора сетевого проекта «Наши домашние питомцы».
Сегодня я расскажу вам о своём опыте организации проектной деятельности, которая, на мой взгляд, больше, чем другая деятельность позволяет работать на достижение личностных и метапредметных результатов и развивать УУД, которые связаны с работой с информацией, медийной и информационной грамотностью, с работой в сотрудничестве и формированием адекватной само и взаимооценки.
В связи с тем, что одним из основных направлений реализации деятельностной парадигмы в образовании является именно проектная деятельность учащихся, все проекты я считаю учебными, они вписаны в мои образовательные программы по разным предметам, но большая часть работы приходится и на внеурочную деятельность. Кроме того, проект может включать и решение серии проектных задач, и исследовательскую работу, и учебные ситуации, т.е. проект – это интегративная деятельность.
Для меня проектная деятельность – это обязательно этапная работа детей и их семей, организованная во времени, с использованием ИКТ (пользуюсь я или родители, обучаю детей, применяют дети) с обязательным продуктом деятельности (результатами некоторых этапов) и формирующим оцениванием.
В организации проектной деятельности я поддерживаю мнение авторов деятельностного подхода в том, что усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению, даже и в процессе самообразования.
Считаю, что ответственность за результаты проекта, как за результаты учебной деятельности, несут все участники образовательного процесса: и ученики – участники проекта, и учитель-организатор проекта, и родители – координаторы команд.  На мой взгляд, основная цель учителя – это детальное  продумывание этапов и чёткое управление организацией проекта.
Основные этапы работы над проектом – это проблематизация,
целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри
каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Сам проект я обычно строю по одной схеме: вводное занятие, самоорганизация детей, реализация задуманного через серию учебных ситуаций, защита проекта и занятие по рефлексии.
Обычно для введения в проект я готовлю вводную презентацию, которая включает основополагающий вопрос и серию проблемных вопросов, обсуждение которых и создает мотивацию для участия в предложенном проекте.  В проекте «Путешествие по городам России: любимый уголок Санкт-Петербурга» в качестве вводной проблемы я использовала комикс, составленный с помощью онлайн-сервиса Тондо.
После определения темы проекта и для постановки практической цели дети предлагают образ возможного продукта проекта. Здесь моя задача, как организатора проекта, направить выбор детей в оптимальное русло или распределить продукты по этапам.  В качестве продукта проектной деятельности с ребятами этого класса мы использовали Лист «А вы знаете…», на который команды наклеивали составленные фразы, карточки об интересном человеке или о профессии, составленные по шаблону, а также творческие работы в виде рисунков, рассуждений на тему, схемы. Творческие работы стали ответом на некоторые учебные вопросы проекта. Были в моей практике и оригинальные продукты: кукольный спектакль для воспитанников средней и подготовительной групп детского сада, книги с волшебными сказками, которые сочинили и изготовили дети в проекте «Карусель сказок», собственная классная Красная книга, которая вышла в настоящем издательстве, а также экскурсии для 2-классников по тем выставкам, которые состояли из экспонатов классного музея. В своей практике я активно использую веб-сервисы для создания продуктов проектной деятельности: Гугл-сервисы, онлайн-доски;  Вики-сервисы такие, как Викиверситет и  WikiWall и другие.
Вводная презентация содержит и план проекта, раскрывая который я коротко рассказываю о том, что предстоит сделать и в какие сроки.  Визуализация этапов может стать и основой для рефлексии участников во время проекта.
На вводном занятии надо проговорить и формы участия: индивидуально, парами или группами – и правила работы в команде.
Группировка детей может быть как по узким темам, так и по ролям, т.е. видам деятельности, которую будут выполнять участники. В недавно прошедшем проекте «Мир профессий» процесс самоорганизации отталкивался о того, какая профессия заинтересовала самого ученика, опирался на советы взрослых – членов семьи и заканчивался после осуществления выбора той профессии, о которой участники будут собирать информацию. Этот процесс был организован в виде заполнения таблицы каждым учеником. В проекте же «Играем в музей» группировка детей проходила по тому, на сколько их заинтересовал проект и тому, какую «работу в музее» хотел попробовать ученик: роль хранителя, экскурсовода, оформителя или ИТэшника.
Процесс реализации проекта я обычно разбиваю на несколько этапов, каждый из которых помогает подготовить информацию к защите и найти ответы на учебные вопросы проекта. Так, для организации 2-4 этапа проекта «Мир профессий» я воспользовалась частью Системного оператора (авт. Казанская И.А.), разбив изучение профессии на рассмотрение объекта с точки зрения её истории, современных подходов и возможного будущего. На этапе «Что было?» детям было предложено найти информацию в разных письменных источниках в т.ч. и Интернете. Этап «Что есть?» был интересен детям тем, что надо было добыть информацию путем интервьюирования любого носителя выбранной профессии. А на этапе «Что будет?» детям были предложены 3 вопроса и возможные пути оформления ответов.
Этап защиты я считаю в первую очередь опытом публичного выступления детей, т.к. этот этап является обычно открытым мероприятием для родителей и администрации. Конечно, наиболее популярное оформление такого выступления бывает  презентация, выполненная в программе PowerPoint, что тоже требует от меня определенного контроля и помощи. Но к счастью существует пока тяга и к созданию газет, и к театрализации, костюмированию, к включению раздачи сувениров, демонстрации элементов деятельности. Обязательной частью защиты каждой группы является ответы на вопросы слушателей, а так же оценивание выступления по заранее объявленным критериям.
Последний этап любого проекта – это занятие рефлексии, на котором подводятся итоги. Работа на таком занятии может проходить и фронтально, и индивидуально, и по тем группам, в которых работали дети по проекту. Обычно каждый ребенок участвует в визуализации своего участия в проекте в целом или в отдельном выбранном им этапе. Если проект локальный в рамках одного класса, то рефлексию координаторов или старших помощников детей можно провести в виде беседы на разных этапа проекта.
Обязательной составляющей любой проектной деятельности является формирующее оценивание. В качестве методов оценивания я использую дискуссию во время введения в проект, использую взаимооценивание как результатов отдельных этапов, так и собственно защиты проекта, провожу собеседование с индивидуальными участниками и по командам.
В качестве инструментов оценивания я всегда использую таблицу «Шаги к успеху», где представлены все этапы, критерии оценивания продукта или деятельности, осуществляется обратная связь с семьями. В 1-2 классах семьи могут только просматривать и писать комментарии к такой таблице, а с 3-го года обучения эта таблица становится еще и инструментом самоконтроля и самооценки участников проекта. В зависимости от проекта в его процессе я использую Листы самоконтроля, Листы оценивания личного участия в проекте или командной работе.
Любой проект должен иметь точку доступа, откуда участник будет иметь получить повторную информацию по каждому этапу. Для меня это чаще всего группа в блоге класса. Там есть новостная лента, которую я тоже использую для написания промежуточной рефлексии, а также профиль проекта, где я обычно даю краткое описание проекта и/или перечисляю планируемые результаты. В блоге есть возможность создать страницы  к каждому этапу. Страница содержит сначала пошаговые инструкции детям, а потом рекомендации взрослым.  В комментариях участники и координаторы могут задать вопросы или обратиться за помощью. В группу можно загружать различные файлы, организовывать форум и вести календарь событий.
Несмотря на то, что за последние 3 года я подготовила и провела более 10 проектов, но считаю, что мне необходимо поработать над такими этапами ПД, как проблематизация и целеполагание, рефлексия, скорректировать и систематизировать работу с родителями в этом направлении, а также получить еще опыт организации сетевого учебного проекта. С этой целью я стала участником дистанционного курса Интел «Обучение будущего» «Проектный инкубатор 2015».  
ОРИГИНАЛ>>>>>>
2015 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий